Этапы создания фрески

Лучшие фрески и их великие художники в истории живописи

Фреска – это один из самых известных видов настенной живописи. В переводе с итальянского название этой техники значит «свежий». Изображение наносят на свежую, ещё не высохшую штукатурку. Сегодня, однако, термин «фреска» используют иногда ошибочно, называя так любую стенную живопись (в том числе «а секко», живопись масляными и даже акриловыми красками и другие виды).

  • Самые известные авторы фресок
  • Лучшие фрески мира
  • Описание
  • Виды фресок
  • Этапы создания фрески
  • Чем отличаются фреска, мозаика и икона
  • История развития
  • Виды современных фресок
  • Использование фресок в современном интерьере

Самые известные авторы фресок

Многие создатели настенных росписей приобрели мировую известность, а их произведениями восхищаются до сих пор.

Сандро Боттичелли (1445 – 1510)

Искушение Христа
Сандро Боттичелли

Один из самых выдающихся живописцев эпохи Возрождения. Боттичелли больше всего известен своими картинами, однако написал и немало фресок. Примером его творчества может служить роспись стен Сикстинской капеллы.

Джотто (1266 – 1337)

Джотто – итальянский художник и архитектор, заложивший основы так называемого Проторенессанса. Произведения Джотто, при сохранении многих черт старого искусства – византийского и готического, приобретают совершенно новые для своего времени элементы: пластичность, пространственную глубину, выразительность жестов и поз.

Мазаччо (1401 – 1428)

Мазаччо – итальянский живописец начала XV века. Несмотря на недолгую жизнь, Мазаччо внёс заметный вклад в реформирование живописи раннего Возрождения. Даже в церковных произведениях Мазаччо использовал элементы, нарушавшие устоявшиеся традиции.

Например, это первый художник, который начал делать надписи на иконах, картинах и росписях в храмах современным шрифтом, а не старым готическим. Мазаччо добивался максимального реализма в своих творениях, а традиционные религиозные сюжеты использовал для отражения актуальных для его времени общественно-политических и философских идей.

Рафаэль (1483 – 1520)

Рафаэль – создатель одних из самых знаменитых фресок в мировом искусстве. Его работы отличаются монументальностью, выразительностью, развёрнутыми сюжетами, сложными композициями. Среди его лучших работ – «Афинская школа», «Парнас», «Диспут», «Триумф Галатеи».

Микеланджело (1475 – 1564)

Микеланджело Буонарроти – один из самых гениальных мастеров эпохи Возрождения. Это был человек со сложной судьбой и долгими духовными исканиями. В живописи он стремился придерживаться только самых высоких стандартов, как он их понимал.

Именно Микеланджело больше всего ратовал за «чистую фреску», не испорченную всякими дополнениями вроде масляных красок или «дорисовывания» изображения после высыхания штукатурки. Потолок Сикстинской капеллы, расписанный Микеланджело, приводил в изумление как современников художника, так и людей, живших на несколько столетий позднее, вплоть до нашего времени.

Леонардо да Винчи (1452 – 1519)

Роспись потолка в Дощатом зале в Замке Сфорца
Леонардо да Винчи

Великий гений Леонардо оставил относительно мало живописных произведений, поскольку в большей степени был занят наукой и изобретательством. Однако его картины и фрески получили мировое признание. Правда, самая знаменитая его работа – «Тайная вечеря» на самом деле фреской не является, хотя многие называют её именно так. Это образец «а секко», то есть роспись по сухой поверхности.

Пьетро Перуджино (1446 – 1524)

Перуджино – представитель умбрийской школы живописи. В своё время это был один из самых знаменитых художников; среди его учеников был в том числе и Рафаэль. Самая знаменитая фреска Перуджино – «Вручение ключей апостолу Петру», выделяющаяся стройностью композиции и яркостью красок.

Вручение ключей апостолу Петру
Пьетро Перуджино

Перуджино также завершал фрески Рафаэля после его смерти – редкий случай, когда учитель переживает своего ученика и завершает начатые им работы.

Лука Джордано (1634 – 1705)

Лука Джордано – итальянский живописец XVII века, творивший в период постепенного упадка фрески. Его прозвали Лука Фа-Престо, поскольку он создавал свои произведения очень быстро. Высокая скорость создания фресок, однако, сказывалась на их качестве: тогда как одни произведения считаются безусловными шедеврами, другие написаны весьма небрежно и представляют низкую художественную ценность.

Андреа Поццо (1642 – 1709)

Апофеоз Святого Игнасио
Андреа Поццо

Андреа Поццо – итальянский художник эпохи барокко. Стремился обновить жанр фрески, создавая так называемые иллюзионистические росписи, создающие впечатление реально существующих объектов. Также Поццо считается изобретателем техники «меццо».

Андрей Рублёв (1360 – 1428)

Страшный суд
Андрей Рублев

Андрей Рублёв – наиболее известный средневековый русский живописец. Среди его работ – множество икон и фресок. Однако не все росписи сохранились до наших дней. Примером сохранившихся работ могут служить фрески Успенского собора во Владимире; им тоже грозит опасность, поскольку не соблюдаются в должной мере режимы температуры и влажности.

Феофан Грек (ок. 1340 – ок. 1410)

Феофан – уроженец Византии, о чём говорит и его прозвище. Первое время он работал в византийских городах и генуэзских колониях в Крыму (Галата и Кафа), а затем приехал на Русь. Феофана отличал индивидуальный творческий стиль, его понимание традиций создания фресок различается с незыблемым византийским каноном.

Спас Вседержитель
Феофан Грек

Феофан смог расписать множество храмов в Новгороде и Москве. Примером его работ может служить «Спас Вседержитель» — роспись купола церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Великом Новгороде.

Одна из характерных черт его стиля – крайне минимальное количество красок, из-за чего изображение кажется чуть ли не одноцветным; такая манера символизировала стремление к аскезе, отказу от мирских прелестей, что может указывать на психологический образ самого автора. Идеи Феофана и даже некоторые черты его стиля впоследствии перенимали другие создатели русских фресок.

Гурий Никитин (ок. 1620 – 1691)

Фрески Спасо-Преображенского собора Спасо-Евфимьева монастыря в Суздале
Гурий Никитин

Гурий Никитин – самый известный русский мастер фрески XVII века. Его монументальная живопись – яркий образец «фряжского стиля», сложившегося под влиянием европейского искусства. Гурий Никитин впервые начал изображать на стенах русских храмов пейзажи, бытовые сцены (например, роспись церкви Ильи-Пророка в Ярославле).

Лучшие фрески мира

«Страшный суд» Джотто

Страшный суд
Джотто ди Бондоне

Одна из лучших фресок мастера, расположенная над входом в Капеллу дель Арена в Падуе. Произведение отличает высокая точность и детализация фигур, их динамичность, мифологическое событие передано очень реалистично. Такие фрески вовлекали зрителей в живое переживание библейских сюжетов, они не были простыми символами, как в старом средневековом искусстве.

Изготовление влагостойкой фрески от А до Я

«Страшный суд» Микеланджело

Страшный суд
Микеланджело

Ещё одно изображение мифического «страшного суда», теперь уже на стене Сикстинской капеллы. Микеланджело создал не просто живописный шедевр, а нарушил саму иконографическую традицию. Правила требовали показывать окончание «страшного суда», когда праведников бог уже отделил от грешников; однако Микеланджело изобразил начало события. На фреске яростный Иисус Христос поражает молнией людей, а те испытывают живые эмоции.

«Афинская школа» Рафаэля

Афинская школа
Рафаэль

«Афинская школа» — монументальное и реалистическое произведение, отличающееся невиданной для своего времени пространственной глубиной. Сюжет фрески необычен: она изображает собрание из более чем пятидесяти фигур – знаменитых философов разных стран и эпох. Здесь можно найти Платона, Аристотеля, Зенона, Зороастра и многих других мыслителей.

«Сотворение Адама» Микеланджело

Сотворение Адама
Микеланджело

Ещё одна знаменитая фреска из Сикстинской капеллы. Произведение наполнено глубоким философским смыслом. Бог протягивает руку навстречу руке Адама и почти касается её. Тем самым «создатель» даёт первичный жизненный импульс человеку; при этом руки персонажей не соприкасаются полностью, это символизирует невозможность соединения божественного и человеческого.

Создание лепной фрески. Барельеф, роспись.

«Триумф святого Игнатия» Поццо

Триумф святого Игнатия
Поццо

«Триумф святого Игнатия» Андреа Поццо – удивительная фреска конца XVII века, хороший пример «иллюзионистского» направления. На потолке церкви Сан-Иньяцио изображены летящие на облаках человеческие фигуры, при этом кажется, что они действительно летят под потолком и действие на самом деле разворачивается в храме.

«Триумф Аврелиана» Тьеполо

Фреска первой половины XVIII века, написанная в духе того времени – в популярном стиле рококо. Кроме того, она посвящена не религиозному или мифологическому, а вполне «гражданскому» историческому событию.

Триумф Аврелиана
Тьеполо

Произведению присуща виртуозность венецианской школы, последним представителем которой и был Тьеполо, но тенденции тогдашней моды добавили фреске некоторые недостатки. Например, автор даже не стремился передать реалистичность портретов героев – они скорее напоминают модников XVIII века.

«Битва при Ангиари» Леонардо

Эта фреска должна была стать самой масштабной и выдающейся из всех росписей Леонардо. По своим размерам она в три раза превосходила «Тайную вечерю». Однако наибольшую известность эта фреска заслужила тем, что её по неизвестным причинам… потеряли.

Битва при Ангиари
Леонардо

Ещё более неожиданным был тот факт, что относительно недавно её обнаружили снова. Оказалось, что это произведение было закрыто другим – фреской работы Вазари. При этом Вазари, который весьма ценил творчество Леонардо, не согласился уничтожить его произведение, а соорудил перед ним фальшивую стену, на которой и написал своё творение, тоже на военную тему.

«Тайная вечеря» Леонардо

Это произведение часто причисляют к фрескам, хотя написано оно по сухой штукатурке темперой. Монументальное творение Леонардо до сих пор окутано тайнами. К примеру, персонаж, сидящий по правую руку Христа – это не апостол Иоанн, как принято думать, а Мария Магдалина.

Тайная вечеря
Леонардо да Винчи

Иуда Искариот очень похож на Иоанна Крестителя, которого по сюжету не могло быть в помещении. Апостолы сидят группами по три человека, что связывалось как с четырьмя стихиями, так и со знаками зодиака.

«Смерть и вознесение святого Франциска» Джотто

Смерть и вознесение святого Франциска
Джотто

Одно из выдающихся творений Джотто изображает множество людей, которые собрались вокруг усопшего святого Франциска; в верхней части фрески показана душа Франциска, возносящаяся на облаке на небеса. Однако Джотто поместил в своё творение, как теперь принято говорить, «пасхальное яйцо»: из облака проглядывает ехидно улыбающееся лицо дьявола. Исследователи считают это шуткой Джотто.

Пишем икону святого Николая | Фреска

Фрески Кносского дворца

Древнейший Кносский дворец на острове Крит – настоящая «картинная галерея». Стены его залов украшены виртуозно написанными фресками; их особенность – преобладание красного и коричневого цветов. Портреты людей написаны настолько тщательно и детально, что исследователи считают, что они были написаны с натуры. Некоторые изображения показывают специфические развлечения тогдашних жителей Крита – упражнения акробатов с разъярёнными быками. Присутствует на фресках и характерный орнамент.

Описание

Почему же художники решили наносить изображения именно на свежую штукатурку? Дело в том, что когда она высыхает, то на её поверхности образуется тонкая прозрачная известковая плёнка. Она защищает изображение, делая его долговечным. Именно поэтому до наших дней сохранились многие фрески, написанные в средние века и даже в античную эпоху.

У фресковой живописи есть и свои ограничения. Например, размер поверхности, покрываемый изображением за один день, не такой большой, как при других техниках; однако произведение нужно закончить до того, как стена высохнет. Поэтому создание фрески – процесс трудоёмкий и сложный.

Живопись а секко (то есть по сухой штукатурке) позволяет создавать произведения более быстро; но по долговечности она заметно уступает фреске. Изображение, нанесённое на свежую штукатурку, нельзя перерисовать, переделать при необходимости, его можно лишь немного подправить.

Изначально для настоящей фрески не были доступны некоторые цвета, в том числе такой важный, как синий: все известные средневековым художникам синие пигменты теряли свои свойства во влажной среде. Поэтому небо и синюю одежду на таких изображениях добавляли позднее, когда покрытие высыхало.

Фреску наносили не на знакомую нам строительную штукатурку, основанную на цементе. Пригодная для нанесения изображения штукатурка называется левкасом. Для её приготовления необходимо смешивать известь с песком. Краски тоже используют особые – натуральные, разведённые водой. Поэтому для фресок характерен особый колорит; их яркие цвета не блекнут даже спустя много столетий.

Виды фресок

Базовый принцип создания фрески с течением времени изменялся и дополнялся. Свою роль играли климат, состав штукатурки, рецепт составления красок и т. д. Поэтому принято выделять несколько видов фресок.

«Истинную» фреску называют также «буон фреской». При её создании мастера наносили самый верхний слой грунта только на ту часть стены, которую собирались расписывать в данный момент. Краска при таком подходе не содержит связующих компонентов, поэтому должна успеть впитаться в грунт, пока он не высох.

Такая фреска была распространена в глубокой древности и в античную эпоху. Образцом её могут служить настенные росписи в Помпеях. В более позднее время чистая фреска широко применялась в эпоху Возрождения, прежде всего в итальянском искусстве. Такие произведения создавали Джотто (росписи в часовне Скровеньи), Микеланджело («Страшный суд») и другие художники.

Умение создавать чистые фрески считалось в Италии признаком высшего мастерства. Когда Микеланджело создавал свой «Страшный суд», ему посоветовали написать его масляными красками, но великий мастер возмутился и разразился бранью, заявив, что никакого другого стиля, кроме «буона», он не признаёт.

Апофеоз Игнатия
Андреа Поццо

«Меццо» — вид искусства фрески, изобретённый в XVI веке. При этом подходе сухую штукатурку увлажняют вторично и на неё наносят изображение. Образцом такого стиля может служить творчество Андреа Поццо («Апофеоз Игнатия»).

В древнерусском искусстве, а также в итальянском до XVI века применялась смешанная техника. Основное изображение создавали на сырой поверхности, а после высыхания яичной темперой дописывали детали композиции.

Фрески Андрея Рублёва и Даниила Чёрного

Примерами могут служить произведения Дионисия – русского художника конца XV – начала XVI века (изображение святого Николая на куполе Ферапонтова монастыря), Андрея Рублёва (росписи Успенского собора во Владимире).

Рельеф «Горы», этапы создания.

Этапы создания фрески

Прежде чем создавать произведение, необходимо подготовить поверхность. Стандартное количество слоёв штукатурки – два. В основе штукатурки для фрески лежит гашеная известь, смешанная с песком в определённой пропорции. На основной слой наносится дополнительный; это очень тонкий слой – 3 – 5 миллиметров. Пока верхний слой остаётся влажным, на нём можно писать.

Заранее необходимо подготовить шаблон. Это может быть обычный рисунок. Шаблон прикладывают к поверхности и продавливают контуры (графью) – это можно сделать, например, карандашом. Применяли и другой вариант: с шаблона снимали кальку с прорезанными отверстиями, и через них углём наносили контуры прямо на стену. Итальянские мастера эпохи Возрождения иногда усиливали контуры с помощью сангины – особого карандаша без оправы.

Теперь можно приступать к окрашиванию. Нередко художник для начала наносит так называемый подмалёвок, то есть закрашивает отдельные области серым цветом. Это необходимо для того, чтобы наносящийся поверх него основной цвет приобретал особый оттенок.

Серый подмалёвок позволяет добиться интересного оптического эффекта. Наиболее ортодоксальная цветовая палитра включает всего несколько красок; остальные цвета получаются с помощью наложения слоёв. Чтобы, например, получить коричневый цвет, нужно на серую основу наложить красную краску.

Когда изображение готово, штукатурке дают высохнуть. Это основной способ создания фресок. В определённых случаях прибегали к дополнению и уточнению произведения уже по сухой поверхности.

Чем отличаются фреска, мозаика и икона

Фреска, мозаика и икона – совершенно разные виды искусства. Фреска создаётся путём росписи водяными красками по влажной штукатурке. Мозаика – изображение, созданное из небольших кусочков твёрдого материала.

Икона же – это скорее жанр культовой живописи: портрет святого или изображение мифологического события. Понятно, что фрески и мозаики могут быть не только религиозными. В качестве примеров можно привести «Битву при Иссе» — античную мозаику, изображающую сражение Александра Македонского с персидским царём Дарием, или уже упоминавшийся «Триумф Аврелиана» — фреску светского содержания, да ещё и в актуальном для XVIII столетия стиле рококо. Иконопись обычно представлена малыми формами.

Фреска в интерьере | Что такое фреска | Как клеить фреску | Коллекция фресок Affresco 2018

История развития

История фрески начинается в глубокой древности. А её исчезновение как вида искусства произошло относительно недавно (XVIII век).

Настенные рисунки и росписи – самый древний вид изобразительного искусства. В некотором смысле предшественниками фрески можно назвать образцы первобытной пещерной и наскальной живописи. Больше всего таких рисунков обнаружено в Европе, хотя пещеры с росписями имеются и в других частях планеты.

Желание украшать стены жилищ изображениями не исчезло и после того, как было освоено строительство и появилась настоящая архитектура. Природный камень уступил место искусственному (штукатурке).

Доподлинно неизвестно, когда появилась самая первая фреска, однако в эпоху Эгейской культуры (древнейшая Греция, второе тысячелетие до нашей эры) это искусство было уже широко распространено. Классическим примером эгейской фрески служат росписи Кносского дворца. Тогдашние изображения не были чистыми фресками; у красок был связующий компонент – обычно казеин или клей, а техника напоминала а секко. Обнаружены настенные росписи и в районе Акротири на Кипре. Славится своими росписями и Древний Египет.

Древние люди оценили возможность создания монументальных композиций на стене с использованием относительно доступных материалов. Искусство фрески перебралось в классическую античность. В древних Греции и Риме она обрела весьма широкую популярность.

В те времена известковую штукатурку наносили на стену в несколько слоёв (до семи), что упрощало создание росписей. Римляне, превосходные строители, изобретали новые методы повышения крепости штукатурки и сохранения изображений. Так, знаменитый архитектор Витрувий советовал покрывать высохшую фреску смесью масла и воска, которую затем нужно было нагреть и растереть. Сохранившиеся римские фрески можно видеть на стенах Геркуланума.

Фрески, создававшиеся в жилых и общественны помещениях, изображали бытовую жизнь людей, пейзажи, портреты. Особый смысл имела храмовая роспись, на которой были запечатлены боги, герои, мифологические сюжеты.

Обычай расписывать стены храмов бытовал во все времена и у многих народов. Поэтому неудивительно, что христиане продолжили эту традицию. В первые века христианства изобразительное искусство жило по преимуществу лишь в храмах; украшать жилые дома и прочие светские постройки у христиан было не принято, ведь для них это была «суета, отрывающая верующих от бога».

При этом христианский храм мог быть очень большим, и для его росписи было необходимо, чтобы покрытие стен долгое время оставалось влажным. Для этого количество слоёв штукатурки было уменьшено до двух, а в верхний слой вместо толчёного мрамора стали добавлять лён или паклю. В результате верхний слой штукатурки стало возможно наносить сразу на всю поверхность, отведённую для росписи.

Оранта София Киевская

Византийские фрески, украшающие стены многих храмов, считаются непосредственными предшественниками средневековой западноевропейской настенной живописи. «Греческую» технику переняли и древнерусские художники, поначалу строго придерживавшиеся её канонов (таковы фрески Софии Киевской). Однако постепенно состав материала для покрытия стен изменялся.

Часть фрески Евхаристия Софиевского Собора

Известь перед нанесением на стены промывалась от «емчуги» — примеси, которая при высыхании выступала на поверхность и портила изображение. Из-за этого способность левкаса (штукатурки) удерживать краску снижалась; также увеличилась скорость высыхания покрытия.

Часть фрески Евхаристия Софиевского Собора

Художники начали добавлять в краску клеящий компонент, а также более широко применять последующую роспись темперой (таковы фрески храмов Новодевичьего монастыря). В XVII веке русские мастера фресок создавали изображения уже полностью яичной темперой, а несколько позже пытались использовать для этого масляные краски, которые совершенно не подходили для этой техники. Старая «Византийская» школа уступила место новым веяниям.

Белый ангел
Сербский монастырь Милешева

Известны храмовые фрески и в других странах «греческой веры», то есть православных. Роспись неизвестного мастера «Белый ангел» в сербском монастыре Милешева стала одним из первых изображений, отправленных в космос. Красивый лик ангела на этой фреске сравнивается со знаменитой Моной Лизой.

Произведение иллюстрирует библейский сюжет – небесный посланник указывает жёнам-мироносицам на пустующую пещеру, где был погребён Христос. Другая известная фреска находится в сербской церкви в Студенице; это «Рождество богородицы», выделяющееся развёрнутым сюжетом.

Рождество богородицы
Сербская церковь в Студенице

Как производят фрески | Ticiana Deluxe

В Европе это искусство было развито прежде всего в Италии. Исключением являлась только Венеция, слишком влажный климат которой не позволял создавать «истинные» фрески. До конца XIII века итальянцы придерживались византийских канонов, но позднее стали от них отходить.

В середине XV века подробное описание искусства фрески сделал Ченнино Ченнини – известный в то время художник; он же и придумал сам термин «фреска», и он же определил «чистую» разновидность этой техники.

Св. Августин
Ченнино Ченнини

Итальянские живописцы тщательно подходили к созданию произведений, так как изображения были гораздо сложнее в композиционном и цветовом смысле, чем византийские образцы. Вначале необходимо было сделать эскиз картины, потом перевести его контуры на кальку, а уже она прикладывалась к поверхности стены; через неё наносилось предварительное изображение, которое затем расписывали.

До XVI века окончательная отделка произведения производилась темперой после высыхания поверхности. Но в эпоху «Высокого Возрождения» художники стали считать эту технику «низкопробной» и почти не применяли её, отдавая предпочтение «чистой» фреске.

Св. Григорий
Ченнино Ченнини

С другой стороны, некоторые живописцы начали применять новаторскую методику, названную «меццо»: роспись производили по заново увлажнённой штукатурке. Другие мастера пользовались иными техниками, прежде всего а секко. Самое известное произведение в этом стиле – «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи.

Мастер—класс «Техника фресковой живописи»

С XVIII века фреска начала постепенно сдавать свои позиции. Тем не менее в это время она распространилась за пределы Италии, в первую очередь в такие страны, как Германия и Испания. Правда, с этого времени такие росписи начали выполнять не водорастворимыми, а казеиново-известковыми красками.

Виды современных фресок

В целом искусство фрески безвозвратно ушло в прошлое. Однако данная техника не исчезла совсем: в наше время такие изображения украшают стены многих частных домов и даже общественных организаций. Процесс создания современных фресок не совсем такой же, как у классических произведений, но общие принципы те же.

Наиболее востребованы такие виды современной фрески:

  1. Роспись на эластичной штукатурке. Техника её исполнения больше всего похожа на классическую фреску, однако вместо традиционной известковой штукатурки используются специальные готовые составы, которые наносятся на стену с помощью монтажной сетки.
  2. Изображение на холсте. В этом случае на холст наносят грунтовку, а уже на ней создают изображение. Поверх него наносят прозрачный слой воска, поскольку такую фреску нельзя чистить щётками – она очень хрупкая. Обычно изображение искусственно состаривают, чтобы добиться естественного эффекта.
  3. Фреска на флизелиновой основе. Это относительно недорогой продукт массового производства, техника создания его проста. Для изготовления такой «росписи» на флизелин нужно нанести тонкий слой штукатурки, а затем создать на нём рисунок с помощью принтера для фотообоев. Такую фреску можно клеить, как обычные обои, только полотно получается большим и широким, благодаря чему не образует стыков.

Использование фресок в современном интерьере

Фреска в наше время является довольно дорогим и поэтому «элитным» способом оформления интерьера. Помещение с расписными стенами может напоминать старинную виллу, дворец, владения богатых и выдающихся людей эпохи Возрождения. При этом, однако, современная фреска не испытывает ограничений ни в выборе сюжета, ни в стиле, ни даже в технике исполнения. Изображение может быть футуристическим, юмористическим, а может и подражать классическим формам.

Монтаж фрески на стену: способы и советы по обустройству

Настенная роспись на штукатурке пользуется большой популярностью у россиян. Многие уверены, что данная работа под силу только художнику.

Другие пробуют монтировать фреску самостоятельно, желая сэкономить средства и время. Важно знать методы нанесения, изучить этапы данного процесса. Можно заказать фреску в интернет магазине декоративных материалов по доступной цене.

Этапы

Выделяют следующие этапы создания фрески на поверхности стены:

  1. Подготовительный этап включает в себя поиск и подбор всех необходимых материалов. Важно сделать стены абсолютно ровными, иначе покрытие не будет долго держаться на поверхности.
  2. Изучение техник нанесения, и выбор подходящей.
  3. Процесс нанесения фрески. При использовании клея для флизелиновых обоев нужно делать тонкий слой. Следует наносить клей как на стену, так и на полотно.
  4. Покрытие полотна специальным лаком;
  5. Монтаж заготовки непосредственно на стену. Предварительно нужно разметить стену.
  6. Сушка.

Способы

Можно заняться нанесением фрески на стену самостоятельно, или прибегнуть к услугам профессиональных мастеров.

При нанесении фрески на стену своими руками можно воспользоваться трафаретом, который продается в специализированном магазине.

Для людей далеких от творчества можно использовать готовую цифровую фреску. Желаемое изображение наносится на пленку, после чего переводится на штукатурку. Данный способ предполагает прорисовывание мелких деталей вручную. Многие выбирают этот метод для того, чтобы поработать с разными текстурами, или «состарить» рисунок.

Чем фреска отличается от фотообоев?

Некоторые обладают даром живописца. Они могут наносить фреску на поверхность стены самостоятельно, без использования трафаретов. Данный процесс отнимает немного больше времени, чем работа с трафаретами, но дает волю фантазии.

Создание самой большой фрески в Украине

Советы

Некоторые хотят украсить только одну стену в помещении, а остальные оставить однотонными. Можно сделать фреску на стене, которая будет сочетаться с общим стилем квартиры.

В ходе работы нужно внимательно следить за стыками. В данных местах полотна с изображениями должны идеально совпадать друг с другом.

Штукатурку для стен необходимо выбирать, опираясь на дизайн помещения. Создавать рисунки лучше всего акриловыми красками. Они изготавливаются на водяной основе. Краски можно купить в специализированном художественном магазине.

Стоит заранее подготовить кисти с натуральным ворсом. Будет достаточно двух штук. Следует купить одну кисть мягче, лучше с искусственным ворсом.

Этапы создания фрески

Создание фрески и объемного рельефа в сочетании с трещинами

Материалы: грунтовка «Праймер уайт», декоративная штукатурка «Медитерранео» и «Стукко Венициано» (пр-во Италия), акриловые художественные краски, белая акриловая краска, лак бесцветный.

Итак, эскиз (рельефная фреска — сборный аналог с 3-х фресок, погребенных в результате извержения вулкана, обнаруженных при раскопках на о. Сандорини)

Витрина-стойка, на которой необходимо выполнить фреску.

Наша поверхность, уже загрунтованная грунтовкой «Праймер уайт» (для лучшего сцеления штукатурки с поверхностью).

Рельеф “Обезъяна», этапы создания.

Разметка изображения (в данном случае пригодился цветной мелок) и начало нанесения декоративной штукатурки «Стукко Венициано». Имеет структуру густой сметаны.

Наносится шпателем слоем в 2-3 мм зонами около 0,7 кв.м., и сразу сушится стрительным феном, для «создания» тещин. Верхний слой быстро сохнет и начинает растрескиваться, создавая хаотичную сетку из трещин

Штукатурку для трещин наносим в обход будущего объемного рельефа.

Затем начинаем на рельефные места по изображению постепенно, послойно наносить шпателем штукатурку Медитерранио. Она имеет волокнистую структуру.

Один слой примерно в 2-3 сантиметра сохнет сутки, можно наносить и более толстым слоем, формируя сразу рельеф.

Проявление фактуры трещин цветом (акриловая краска с водой губкой наносится на штукатурку), краска забивает промещутки трещин и «выявляет» их. Излишки удаляются отжатой губкой.

Параллельно «наращиваем массу» рельефных частей (быка и человеческих фигур)

Постепенное наращивание рельефа.

Эскиз для храмовой росписи | Фреска | Стенопись

наращиваем, формируем рельеф.

Круги для узора вырезаны из гипсокартона

Еще раз про создание трещин:

Декоративной штукатурка «Стукко Венициано» имеет структуру густой сметаны, наносится шпателем слоем в 2-3 мм поэтапно зонами около 0,7 кв.м., и сразу сушится стрительным феном, для «создания» тещин. Верхний слой быстро сохнет и начинает растрескиваться, создавая хаотичную сетку из трещин.

Проявление фактуры трещин цветом (акриловая краска с водой губкой наносится на штукатурку), краска забивает промещутки трещин и «выявляет» их. Излишки удаляются отжатой губкой.

Фрески ручной работы

Компания «Декоретто» (товарный знак «Декоретика») представляет новый продукт для оформления интерьеров — фрески ручной работы на гибкой основе. Такие фрески возможно монтировать на любую ровную поверхность и практически в любое помещение. Фрески изготовлены из материала, который является собственной разработкой компании. Особенности материала позволяют:

  1. монтировать фрески в помещених с повышенной влажностью,
  2. легко транспортировать готовые фрески в свернутом виде,
  3. легко демонтировать фреску, если стиль помещения изменяться или вам захочется чего-нибудь нового.

Стоимость фрески является еще одним достоинством продукта. Так, например, один квадратный метр фрески выполненной нашими художниками составляет не более 7000 руб..

Приглашаем к сотрудничеству дизайн-студии и архитекторов. Мы подходим к каждому партнеру индивидуально и учитываем интересы каждого.

Имитация старинной фрески

Гибкие фрески ручной работы от «Decoretica»

Фрески на гибкой основе выполненные вручную идеальны для любого интерьера с повышенной и нормальной влажностью. Наши работы отличает высокая точность пработки деталей и схожесть с оригиналом. К тому же, если вы захотите поменять стиль вашего помещения, то вы сможете снять со стены такую фреску и заменить на другую. Долговечность, Это достигается высокой квалификацией наших мастеров и тем, что фреска создается вручную. На каждом этапе создания фрески заказчик имеет возможность контроля за процессом, через фотоотчет либо видеотрансляцию работы мастеров-декораторов. Таким образом вы убедитесь, что вы получите только то что желаете. На выходе мы получаем фреску, которую вы можете получить по почте в свернутом виде. Мы гарантируем оперативную доставку и сохранность вашей фрески при транспортировке.

Создание фактуры фрески. Университет Декупажа. Людмила Михайловская

Настенные барельефы (настенные фрески) от «Decoretica»

Если вы хотите, чтобы фреска была нанесена на стене, а наши мастера выехали к вам домой или на объект, то настенная фреска это лучшее решение для оформления вашего интерьера. В своей работе мы используем материал декорбишь, который создан на основе природных материалов и обладает рядом уникальных свойств: материал не боиться повышенной влажности и имеет прочность, сравнимую с цементом. Декорировать возможно как потолки, так и стены. Использовать барельефы возможно вместе со световыми решениями или минифонтанами с текущей водой.

Декор стен – лучшие стильные и гармоничные сочетания. 110 фото модных идей и оттенков 2022 года

Красиво оформленные стены являются главным отражением вашего вкуса. Сегодня создать неповторимый дизайн достаточно просто. Множество подручным материалов, позволяют сделать изысканный интерьер своими руками.

Современный декор стен добавляет изысканность в окружающую обстановку. Опытные дизайнеры предлагают несколько типов отделки помещения. Каждая из них имеет характерные особенности.

В нашем материале представлены интересные идеи для оформления стен. Обилие отделочных материалов и хорошая фантазия помогают получить желаемый результат.

Краткое содержимое обзора:

  • Разновидности отделочных работ
  • Строительные материалы для отделки поверхности стен
  • Художественное оформление вертикальных поверхностей
  • Этапы создания фрески
  • Современные способы декорирования стен
  • Фото декора стен

Разновидности отделочных работ

Современные методики оформления жилого пространства берут свое начало несколько десятилетий назад. Именно оттуда возникли следующие типы отделки:

Этапы создания росписи силикатными красками KEIM.

Фреска. Она представляет собой фактурное изображение, которое создает трехмерную иллюзию. На стене появляется своеобразная картина. Современные материалы способны передать всю реалистичность настенного полотна.

Графика. Такой тип украшения вертикальных поверхностей представляет собой абстрактные изображения, которые заключены в группы. Это направление часто используют в современных видах дизайна. Благодаря им интерьерное пространство обретает лаконичную атмосферу.

Мозаика. Это самый дорогостоящий вид отделочных работ. На стену крепят маленькие элементы, которые в последствии становятся единым полотном.

Как мы делаем фрески для Вас

Современные предметы декора. Такой тип отделки представляет собой трафареты для стен или готовые изображения на клейкой основе. Они значительно ускоряют ремонтный процесс.

Строительные материалы для отделки поверхности стен

Каждый тип оформления требует наличия определенного вида строительных материалов:

  • шпаклевка. Она используется для создания идеально ровной поверхности. Помимо этого её применяют для нанесения фактурных линий;
  • лакокрасочные составы. С их помощью удается зафиксировать готовый результат;
  • обои. Они используются для зонирования помещения. Современные обои обладают плотной текстурой и огромным разнообразием текстурных поверхностей;
  • керамическая плитка. Такой материал подходит для создания эксклюзивной мозаики и в качестве выделительных деталей.

Художественное оформление вертикальных поверхностей

Графическое изображение в интерьерном пространстве довольно часто используют в стиле минимализм. Такой тип оформления представляет собой необычные рисунок, который сочетает в себе плавные линии и яркие краски.

Для создания графики понадобится:

  • шпатлевка;
  • красящие пигментные краски;
  • трафарет;
  • простой карандаш;
  • мелкая кисть;
  • лакокрасочный состав.

Первым делом необходимо подготовить поверхность стены. Раствор шпатлёвки наносят на различные неровности вертикальной поверхности. Далее её оставляют до полного высыхания.

Когда состав полностью высохнет, можно переходить к нанесению рисунка. Трафарет с изображением крепят на плоскости при помощи липкой ленты. Далее каждый элемент обводят простым карандашом.

После этого яркими пигментами закрашивают каждую линию, создавая своеобразный рисунок. Когда краски высохнут их фиксируют лаком.

Этапы создания фрески

Более десяти лет назад фреску на стене создавали путем многократного нанесения слоев белой глины. На влажном материале формировали желаемую текстуру и оставляли высыхать. Добавить яркости картине можно было при помощи масляных красок.

Сегодня создать подобную поверхность достаточно просто. Для этого необходимо подготовить:

  • простой карандаш;
  • картинку с изображением;
  • краски;
  • прозрачный лак.

В процессе создания фактурной фрески важно соблюдать по очередность действий:

  • На поверхность стены наносят слой шпатлёвки. На влажном покрытии рисуют основной силуэт будущей картины.
  • По мере высыхания каждого последующего слой наносят новые элементы.
  • Когда вся фактурная часть полностью высохнет, можно переходить к украшению основного фона.
  • Готовую фреску покрывают специальным лаком.

В специализированных магазинах представлен широкий выбор бумажных полотен. Они разделены на несколько фрагментов каждый из которых фиксируется при помощи клея на вертикальной плоскости.

Основное преимущество такого оформления заключается в реалистичности готового изображения.

Современные способы декорирования стен

На сегодняшний день на рынке отделочных материалов представлен широкий выбор готовых декораций, которые идеально впишутся в интерьерное пространство. Это могут быть:

  • декоративные тарелки;
  • наклейки;
  • картины;
  • бумажные абстрактные детали;
  • панно;
  • композиция из фото рамок.

В зависимости от выбранного стилистического направления, каждая деталь должна дополнять интерьер помещения.

Например, в классическом дизайне не допустимо использование графики. Она предназначена для стиля хай-тек, модерн или минимализм. Здесь абстрактные элементы дополняют недостающие детали. На фото декора стен представлены лучшие варианты для украшения стен.

Экскурсии по Флоренции и Тоскане, все музеи, организация трансфера.

ЗАЯВКА НА ЭКСКУРСИЮ

После отправки заявки

Ирина перезвонит Вам в течение дня.

Здравствуйте, дорогие путешественники!

Меня зовут Ирина, я являюсь официальным гидом — экскурсоводом по городу Флоренция и его окрестностям . Несмотря на высшее историческое образование, работа гид – это мое призвание.

Безусловно, интересно погружаться в историю страны, города или какого-то события, но гораздо интереснее делиться своими знаниями и впечатлениями с людьми, которые увозят этот легкий, но очень значимый багаж в свои родные места в память о своем путешествии.

Во Флоренции я прошла курс профессиональной подготовки гида-экскурсовода. Но помимо высшего образования и лицензии, я просто очень люблю Италию, и больше всего, конечно, Флоренцию – красивейший городов Тосканы! Обожаю искусство и историю, и буду рада поделиться с Вами своими знаниями!

Официальная лицензия гид-экскурсовода по Флоренции и провинции

Опыт работы с туристами более 5 лет

в сфере туризма

Люблю свою работу

5 проблем

с которыми сталкиваются туристы путешествуя без гида:

Сколько бы вы не прочитали о стране, все равно не сможете запомнить все сразу и знать все нюансы.

Ничего не понимаю!

Теряют много времени на поиск достопримечательностей.

Просто разглядывая памятники, теряете к ним интерес

Уходит много драгоценного времени на простой в очередях в музеи.

Незнание особенностей культуры и традиции.

— Возможно, Вы все ещё сомневаетесь брать ли гида?

обратите внимание на самые интересные вещи, мимо которых сами бы просто прошли.

увидите максимум за минимум времени.

пройдете без очереди в любой музей города.

получите удовольствие от рассказа в увлекательной и интересной форме.

сможете задать все интересующие вопросы.

Каталог экскурсий по Флоренции и Тоскане

Обзорная экскурсия по Флоренции

Экскурсия в Галерею Уффици

По следам гения — Микеланджело Буонаротти

Идеально подходит для тех, кто первый раз находится во Флоренции.

Посещение музея европейского изобразительного искусства.

Вы увидите оригинал скульптуры Давида и другие работы мастера.

Экспресс тур:

Обзорная экскурсия и Галерея Уффици

Подойдет тем у кого мало времени и для первого знакомства с городом.

Квест-экскурсия по Флоренции

Увлекательная прогулка, где участники отвечают на вопросы, и узнают интересную информацию о городе.

Гуляя по левому берегу реки Арно.

Капелла Бранкаччи

Прогулка по одному из самых романтических кварталов Флоренции.

Флоренция для детей

Палаццо Давансати, этот небольшой, но очень интересный музей для детей и взрослых.

Резиденции Великих Герцогов

Экскурсия начинается с посещения первой фамильной резиденции Палаццо Медичи.

Секреты Палаццо Веккьио

Палаццо Веккио представляет собой музей. Посетители могут увидеть Зал Пятисот, кабинет Франческо I и .

Bella Toscana!

Винно-историческая

посетим дегустационный винный зал, где представлены вина всех провинции Тосканы.

Микеланджело Буонаротти и мрамор Апуанских гор

По стопам Леонардо да Винчи и семьи Медичи

Первоначально мы посетим дом, где родился и жил первые годы своей жизни Леонардо да Винчи.

Морской круиз из Ливорно. Экскурсии в Пизу и Флоренцию

Морской круиз из порта Ла Специа (La Spezia)

Экскурсия для круизников.

Гастрономический тур «Вкусы тосканской земли»

Экскурсия для круизников.

Академия Изящных Искусств

Собрание скульптур Микеланджело.

Палатинская Галерея

Здесь собраны работы Тициана,

11 картин Рафаеля, Рубенса, работы итальянских маньеристов.

Базилика Санта Кроче

Здесь захоронены такие знаменитые личности как Микеланджело Буонаротти, Галилео Галилей, Макиавелли и др.

10 потрясающе красивых мест Флоренции,

которые можно посетить бесплатно!

1. Собор Санта Мария дель Фиоре

Одной из главных достопримечательностей Флоренции, несомненно, является главный собор с величественным куполом Филиппо Брунеллески. Он поражает воображение своей красотой. Это единственный собор в мире, который украшен со всех сторон разноцветным мрамором! Но что бы получить полное представление о нем, обязательно надо зайти внутрь. Только тогда понимаешь его реальные размеры. Главные украшения собора: более 42 готических витражей 14-15 вв., мраморный полихромный пол 16 в. Баччо д Аньоло, канонические часы идущие против часовой стрелки 14 в., фрески Андреа дель Кастаньо и Паоло Учелло с конными портретами флорентийских кондотьеров и конечно же купол! Огромное подкупольное пространство расписано фреской Джорджио Вазари с изображениями Страшного Суда.

Piazza del Duomo

Время работы: c понедельника по пятницу с 10:00 до 16:30, суббота — закрыт, воскресенье с 13:30 до 16:45.

Изготовление фресок

2. Officina Profumo-Farmaceutica di Santa Maria Novella

Аптека Санта Мария Новелла — самая старинная аптека мира. Официально была открыта в 1612 г., но монахи доминиканского ордена врачевали уже с 13 в. Все ингредиенты создавались из лекарственных трав и растений, которые монахи выращивали в монастырском саду. Слава аптеки распространилась далеко за пределы Италии и Европы, особой популярностью славилась аптека в Японии, Индии и Китае. Не многие знают, что парфюмерами Санта Мариа Новеллы были созданы первые духи для будущей королевы франции Екатерины Медичи. И именно она ввела моду на использование духов во Франции, где они особенно пришлись по вкусу французскому двору. Даже сегодня можно понюхать этот аромат «Aqua della regina». В настоящее время аптека стала, своего рода парфюмерная лавка, фитоаптека и бесплатный старинный музей.

Адрес: Via della Scala, 16.

Время работы: каждый день с 9:00 до 20:00. Закрыта 25-26.12, 1.01.

3. Церковь Оньисанти – Chiesa di Ognissanti

Царьков была основана монахами в 13 в., в готическом стиле, но в 17 в. интерьер и фасад церкви приобретают барочные черты. В церкви можно увидеть фрески Боттичелли и Гирландайо, с изображениями святых. Руке последнего принадлежат фрески «Пьета» и «Богоматерь Милосердная» в капелле семьи Веспучи. На фреске «Богоматерь Милосердная» , первый юноша слева от Мадонны, никто иной, как Америго Веспучи, а четвертая дама справа, прекрасная Симонетта Веспучи, эталон женской красоты времен Ренессанса. Именно она вдохновила Боттичелли на создание многих женских образов в его картинах, как например «Рождение Венеры» и “Весна”. В правом трансете в капелле семьи Филипеппи, небольшой мраморный круг на полу указывает на место погребения Сандро Боттичелли, величайшего художника эпохи Возрождения!

Адрес: Borgo Ognissanti, 42

Фреска. Мастер-класс архимандрита Зинона (Теодора). 2015 год

Время работы: каждый день с 8:00 — 12:30; 16:00 — 19:45.

4. Basilica Ss. Annunziata —

Базилика Сантиссима Аннунциата

На одной из самых гармоничных площадей Европы, рядом с Воспитательным домом для детей сирот 15в., работы Филиппо Брунеллески (первое архитектурное произведение эпохи Возрождения), находиться церковь Благовещенья. В дворике, перед входом, настоящий музей живописи. Здесь можно увидеть фрески художников маньеристов 16 в., искусство пришедшее на смену эпохи Возрождения. Справа от входа «Вознесение Мадонны» Россо Фиорентино, «Благовещенье» Якопо Понтормо, «Обучение Марии» Франчабиджо. Особой красотой отличается фреска Андреа дел Сарто «Рождение Мадонны». Внутри церкви храниться чудотворный лик Мадонны, написанный ангелом. Все молодожены приходят поклониться этому лику, так как считается, что он покровительствует браку и рождению детей. В капелле Cappella dei Martiri покоиться самая известная флорентийка Луиза Герардини, более известна как Джоконда!

Адрес: Piazza Ss. Annunziata

Время работы: каждый день с 7:30-12:30, 16:00-18:30.

5. Cenacolo di Sant’Apollonia

В 1447 году, художник эпохи Возрождения, Андреа дель Кастаньо расписал трапезную женского монастыря Св. Аполония циклом фресок из жизни Иисуса Христа. Особую ценность имеет фреска «Тайная вечеря». Удивительно, как точно художник сумел построить перспективу соблюдая все пропорции и передать фактуру мрамора на заднем плане! В этом небольшом музее выставлены синопии, то есть подготовительные рисунки, которые обычно находятся под фреской. Благодаря этим синопиям можно понять этапы создания фрески.

Адрес: Via XXVII Aprile, 1

Дневник Иконописца 3. Технология фрески 1

Время работы: понедельника — воскресенье с 8:15 — 13:50. Закрыт 2 и 4 понедельник месяца; 1,3,5 воскресенье месяца.

6. Chiostro dello Scalzo

Кьестро делло Скальцо — маленькая жемчужина спрятанная во Флоренции, небольшая капелла украшена монохромными фресками художника Андреа дель Сарто в 1509-1526 гг. , которые рассказывают истории Св. Иоанна Крестителя. Сцена крещение Иисуса очень динамична, здесь уже прослеживается влияние Микеланджело и переход к стилю маньеризма.

Адрес: Via Cavour 69

Время работы: понедельник, четверг, 1,3,5 суббота месяца с 8:15-13:50.

7. Piazzale Michelangelo – Площадь Микеланджело

Если вы хотите увидеть Флоренцию с высоты птичьего полёта, то уж не поленитесь подняться на площадь Микеланджело. Эта панорамная площадка была построена в 1869 г. архитектором Ждузеппе Поджи, когда Флоренция была столицей Италии. В центре площади установлена бронзовая копия статуи Давида. Ваше сердце замрет от красоты панорамы Флоренции!

Слева от площади открыт парк Роз, где весной распускаются эти прекрасные цветы и также выставлены работы бельгийского скульптора Фолон. Но если вы везунчик и находитесь во Флоренции с апреля по май, то можете посетить Сад Ирисов.

8. Базилика San Miniato al Monte

Базилика Св. Миньято была основана 11 в. на месте захоронения первого флорентийского мученика. По легенде это был армянский принц, которому римляне отрубили голову за его христианскую веру. Он взял голову в руки и отнес ее на гору, где и был захоронен. Вот такая необычная история произошла во Флоренции в 250 г. Сегодня церковь считается одной из самых красивых флорентийских церквей. Это уникальный образец романской архитектуры. Завораживает фасад 12 в., один из первых мраморных фасадов во Флоренции. Внутри церкви можно увидеть византийскую мозаику, фрески 15 в. и мраморный пол с изображениями знаков зодиака.

Рядом кладбище Порта-Санте, где можно увидеть семейные склепы и могилы 19 в., выполненные в неоготическом стиле. На кладбище захоронены многие знаменитые флорентийцы, например, Карло Коллоди — автор Приключения Пиноккио.

Адрес: Via delle Porte Sante, 34

Время работы базилика: каждый день с 9:30-13:00, 15:30-19:00.

Кладбища: с 1 апреля по 30 сентября — 8:00-18:00; 1 октября по 31 марта — 8:00-17:00.

9. Villa Petraia e Villa Castello

Две виллы Медичи находятся недалеко друг от друга. В 2022 г. вошли в состав культурного наследия Юнеско.

Вилла Петрайа, была куплена Козимо Медичи в 1544 г., и подарена сыну Фердинандо. Медичи превратили виллу в настоящую сокровищницу искусства: фрески украшают многочисленные залы, оригинальная мебель, картины, люстры — роскошь которая поразит ваше воображение! Не зря эта вилла станет любимым убежищем для короля Италии Виктора Имануила II и его второй супруги Красавицы Розин.

Создание фрески на стене

Вилла Кастелло 14 в., где рос и воспитывался будущий великий герцог Тосканы Козимо I Медичи. Можно посетить только парк виллы. Образец садово-паркового ансамбля в итальянском стиле: четкие геометрические формы, лимонные деревья, искусственные пещеры и гроты, множество типов лекарственных растений, фонтаны. Особо известен фонтан «Апенина» 16в. скульптора Амманати и грот Зверей. На этой вилле лишь только в 19 ст. были найдены шедевры Боттичелли»Рождение Венеры» и «Весна».

Адрес: Villa Medicea di Castello , Via della Petraia, 40, 50141 Firenze

Время работы базилика: с ноября по март — 8:15-16:30; апрель — октябрь с 8:15 — 18:30. Вход каждый час с 8:30.

Как доехать: автобусом 2 и 28 с вокзала Santa Maria Novella

10. Флорентийская мозаика

В 16 ст., благодаря семье Медичи, зародилось такое искусство которому в мире нет аналогов — флорентийская мозаика. Искусство работы с ценными породами камня, которые подбираются по цвету, вырезаются, составляются на одну поверхность и получается настоящая картина из камня. Флорентийская мозаика по затратам времени и труда является одной из самых сложных. Даже сегодня во Флоренции есть мастерские, где можно увидеть как мастера создают эти шедевры из камня. Одна из таких находиться на via Ricasoli 59/r, Scarpelli.

Этапы создания фрески